ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Локтев А.И., Стул Т.Г., Кузнецова М.Б., Чувашов А.Г.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
patolog_tgu@mail.ru
В процессе обучения студентов-иностранцев необходим учет особенностей их мотивации учения. Кроме того, важно также учитывать специфику соотношения мотивации учения с процессом социокультурной адаптации, а также с индивидуально-психологическими и социально-психологическими особенностями иностранных студентов.
Иностранные студенты усваивают ценности новой социокультурной среды — это и налаживание социальных контактов, и преодоление языкового барьера, и самореализация в новом социуме, и интеграция в нем. Успешность процесса адаптации иностранных студентов к учебной деятельности и социальной среде вуза стимулирует их интеллектуальную активность.
Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов: особенностями обучающегося (самооценка, уровень интеллектуального развития); особенностями преподавателя; организацией педагогического процесса; спецификой учебного предмета. Проблема мотивации весьма актуальна в современных условиях подготовки специалистов.
Наиболее распространенный вид мотивации - мотивация достижения. Ученые подразделяют мотивацию на внешнюю (при которой человек стремится что-либо сделать, что само по себе его не интересует, но ему нужен результат) и внутреннюю (при которой человек что- либо делает, что само по себе ему интересно, но для него не важно, каким будет результат). Внешняя мотивация зависит от отношений человека с окружающим его миром. Это может быть желание получить разного рода вознаграждения или, напротив, избежать наказания. При внутреннеймотивации обучение является самоцелью, награду за свои действия человек ищет в самом себе. Внутренняя мотивация– идеи, творчество, самоутверждение, убежденность, перспективное развитие личности, потребность в общении. Внутренняя мотивация имеет место в тех случаях, когда интересен сам процесс познания.
Внешняя мотивация нацеливает на достижение конечного результатаобучения, а при внутренней мотивации важен процесс обучения; внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя– качества. Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами.
Роль формирования и развития мотивации чрезвычайно велика в медицинском вузе, поскольку профессиональная мотивация студента-медика выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности; только на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности [Ярулина Л.Р. Развитие учебной мотивации студентов // Социс. 2007. №4]. Для студентов – медиков особо важна мотивация личностного роста и саморазвития.
На формирование учебной мотивации студента вуза оказывают влияние следующие факторы: культурные, образовательные, психологические, психогигиенические и т.д., характеризующие воспитательную, образовательную, профессиональную среду личности.
Психологические факторы включают в себя:
– объективные возрастные особенности; характерологические, типологические особенности личности (черты характера, склонности, способности, интересы, психофизиологические качества личности, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки); общественные воздействия на мотивы, влияющие на формирование ценностных ориентаций, отношений, профессиональной мотивации и профессионального самосознания;
– субъективные: потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям, к расширению своего кругозора; потребность в самоутверждении, достижении, потребность в признании; работа над собой: анализ и перспективное построение профессионального жизненного плана деятельности, самоанализ, самовоспитание, саморазвитие, осознание себя членом профессионального сообщества в будущем, принятие профессиональной роли.
Значимое влияние на формирование профессиональной мотивации личности студента имеют такие факторы как:
Учебная среда:
– физические условия труда
– гигиенические условия труда
– материально-техническая база обеспеченности учебного процесса (учебники, научная литература, в том числе учебно-методические издания, компьютерное, техническое оснащение).
Поощрения:
– социальное принятие, уважение, признание и одобрение с их стороны;
– хорошие отношения в коллективе студентов, здоровый морально-психологический климат в институте.
Личностный рост:
– возможности для расширения своего учебно-профессионального мировоззрения (факультативы, спецкурсы, участие в научных конференциях, семинарах);
– создание перспектив дальнейшего образования по избранной профессии;
– рост ответственности и влияния (участие в студенческих, молодежных движениях, общественных организациях и т.д.);
– возможность экспериментирования, творчества, самовыражения (участие в научно-исследовательской деятельности, в практической реализации инновационных проектов; в студенческих клубах и т.д.).
Приобщенность и личностная значимость:
– информированность о делах, планах, перспективах института;
– заинтересованность в личностном развитии каждого студента института.
Интерес и стремление к знаниям:
– методически верно организованная учебная деятельность (использование современных форм и методов обучения, постановка учебных задач и целей);
– самостоятельная учебная деятельность студентов;
– соревнование в учебной деятельности.
По сути, задачи высшего учебного заведения, как было уже показано выше, заключаются в управлении перечисленными факторами, в обеспечении необходимых условий для всестороннего профессионального развития личности, а также, в подготовке эффективной адаптации будущих специалистов в их профессиональной деятельности.
В связи с вышесказанным, остановимся на таких аспектах, как материально-техническая база обеспеченности учебного процесса,методически верно организованная учебная деятельность и самостоятельная учебная деятельность студентов, которые, на наш взгляд, имеют решающее значение для решения проблемы учебной мотивации. В свою очередь, процесс самообучения студентов активизируется при наличии серьезной и устойчивой мотивации.
Чтобы студенты могли успешно осваивать или закреплять определенные части курса самостоятельно, преподаватель должен проделать достаточно большую работу (банки заданий, учебно-методические пособия, электронные учебники и т.д.). У многих иностранных студентов есть внутренняя мотивация обучения. Такие студенты, как правило, имеют уже относительно реальные жизненные установки. Обучение в вузе для них – необходимость, определенная планами на будущее. При изучении учебного курса студенты должны иметь четкое представление о том, какие темы они будут изучать, какие задания должны выполнить к строго определенному сроку. Обычно студентам в начале семестра выдается учебно-методический план занятий, в котором весь курс разбит на модули. Каждый модуль включает несколько тем, по которым студент должен выполнить определенные задания, за которые он получает баллы. Такой план помогает студенту понять структуру курса и организовать свою работу.
Иностранные студенты испытывают трудности при конспектировании лекций, так как не могут быстро и грамотно записать ключевые положения, поэтому им в начале изучения курса в электронном виде выдается полный курс лекций для самостоятельной работы. Студент, таким образом, может еще раз проработать лекцию и посмотреть дополнительный материал по данной теме.
Одновременно с лекциями студентам в электронном виде целесообразно выдавать набор заданий и тестов к каждой лекции. Дома студент может самостоятельно ответить на вопросы теста и решить предложенные задачи, проверив уровень усвоения материала. Возникшие вопросы обсуждаются с преподавателем на практических занятиях. Несколько тем, не вошедших в лекции, отводятся на самостоятельное изучение. По данным темам студентам выдается список литературы, пользуясь которым студенты готовят доклады и затем выступают с ними.
Комплексное методическое обеспечение учебного процесса является необходимым условием успешного достижения целей обучения, студентам должны быть предоставлены достаточное количество учебных пособий и учебно-методических рекомендаций.
Учебные пособия выполняют не только информационную, но и организационно-контролирующую и управляющую функции и состоят из нескольких частей. Одна часть включает информационный материал, составленный в соответствии с учебной программой дисциплины. Другая часть содержит вопросы, ситуационные задачи, индивидуальные задания и т.п. Работа с этой частью не предполагает усвоения новых знаний, но позволяет студенту корректировать и применять ранее полученные знания. Третья часть пособия – комментарии и ответы на поставленные в предыдущей части вопросы, что даёт возможность осмыслить ошибки и самостоятельно их устранить. Учебные пособия указанной структуры должны органически включаться в образовательный процесс, определяя различные формы самостоятельной работы студента. Теоретическая и практическая значимость такой интегрированной методической литературы несомненна, т.к. сам преподаватель подбирает нужный ему материал, соответствующий учебной программе и уровню подготовки и знаний учащихся.
Контролируемая самостоятельная работа (КСР) является способом активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. КСР должна включать как подготовку студента к практическим занятиям с освоением методической и научной литературы, так и отработку навыков практического применения теоретических знаний на практике. Студентов нужно сориентировать не на усвоение готовых знаний, а на овладение способами и приёмами их получения. Самостоятельная работа студентов должна стать ключевым звеном учебного процесса.
Важными условиями, которые определяют эффективность самостоятельной работы, являются:
– правильное сочетание объема аудиторной и самостоятельной работы;
– грамотная методическая организация работы учащегося (побуждение работать самостоятельно);
– обеспечение необходимыми методическими материалами;
– постоянный контроль выполнения самостоятельной работы (оценка результатов).
Иностранным учащимся сложно самостоятельно работать с учебными материалами, со справочной литературой, им также достаточно тяжело контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Особенности работы с иностранными студентами включают следование следующим принципам. Во-первых, дать учащемуся четкую целевую установку на самостоятельную работу, подробный инструктаж по ее содержанию, приёмам и способам осуществления. Во-вторых, координировать объем самостоятельной работы, четко дозировать время на ее выполнение. В-третьих, помочь рационально спланировать время.
Опыт работы с иностранными студентами также показывает, что облегчить усвоение достаточно сложных медицинских терминов помогает глоссарий, который составляется преподавателем и переводчиком. Повторяя термины, студенты лучше усваивают лекционный материал.
Совершенствование форм самостоятельной работы позволяет добиться более качественной подготовки и повысить эффективность обучения иностранных студентов.
Важно также заметить, что чем раньше будет сформирована мотивация на профессиональную самореализацию и саморазвитие у студентов, тем эффективнее станет процесс и результат учебной деятельности. Студент в таком случае максимально стремится получить знания и умения, развить свои способности, поскольку ориентирован на профессиональное саморазвитие.