Сведения об образовательной организации

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Дормидонтов Р.А.
Липецкий государственный педагогический университет
dormi@lipetsk.ru

Термин «гендер», «гендерные роли», «гендерная идентичность» используются в современном научном дискурсе достаточно часто. В настоящее время гендерная психология оформилась как специфическая отрасль психологического знания. Однако, как показывает наш педагогический опыт, не многие студенты имеют представления о гендерной проблематике. Тем не менее, специалист, обучающийся по направлению «педагогическое образование» должен обладать определенным набором компетенций в области социальной психологии, в том числе и знаний особенностей формирования социальных ролей. Данные обстоятельства определяют необходимость формирования у студентов устойчивых представлений относительно проблем гендерной психологии, плюсов и минусов внедрения гендерного подхода в практику среднего и высшего образования.

Гендер в современном научном знании рассматривается как сложный многоаспектный феномен. Термин «гендер» в наиболее общем виде означает социальный пол. Под гендером большинство авторов понимают социальный конструкт, задающий контуры социальной роли мужчин и женщин в конкретной социальной общности на определенном этапе ее развития.

Следует различать понятия «пол» и «гендер». Так, Ш.Берн утверждает, что термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Напротив, термин «гендер»призвануказать на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.  

Основной смысл понятия «гендер» заключен в идее социального моделирования или конструирования пола посредством социальной практики. Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре, образовании и др.). Гендерная система отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола.

Формирование гендерных представлений у студентов возможно при изучении гендерной психологии в рамках курса социальной психологии, психологии личности, психологии развития, а также специализированных курсов психолого-педагогического блока. И.С. Клецина определяет гендерную психологию как отрасль психологической науки, изучающую закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.

По мнению И.С. Клециной, в гендерной психологии, в отличие от психологии пола, изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин, а те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Помимо этого, для гендерной психологии важным является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.  

В структуре гендерной психологии выделяются следующие разделы:

•    психология гендерных различий;

•    гендерная социализация;

•    гендерные характеристики личности;

•    психология гендерных отношений.

При изучении гендерной социализации важными аспектами являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определенного пола на всех этапах ее жизненного цикла, вписание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты.

При рассмотрении гендерных характеристик изучается идентичность мужчин и женщин и ее составляющие: представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией. Отдельно выступают проблемы формирования гендерных ролей, стереотипов, предрассудков и их влияние на личность и общество в целом. Особое внимание уделяется изучению продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализу закономерностей и механизмов изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.

Раздел «Психология гендерных отношений» включает изучение вопросов общения и взаимодействия между представителями разного пола. 

Таким образом, проблемы гендерной психологии весьма разнообразны – это и изучение природы различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации.

Отдельно следует выделить ряд гендерных проблем в сфере образования, а именно:

- гендерные стереотипы и их влияние на восприятие педагогов;

 - транслирование гендерных стереотипов и предрассудков педагогами своим ученикам, и как следствие, социальное конструирование и поддержание данных стереотипов;

- стереотипизация представлений о способностях, свойствах учеников мужского и женского пола и как следствие формирование ожиданий и требований определенного поведения учеников.

Таким образом, основная задача гендерной психологии – познание психологических закономерностей поведения и деятельности людей, как субъектов — носителей, выразителей и создателей гендерных характеристик, ролей и статусов.

Другим направлением формирования гендерных представлений у студентов является реализация гендерного подхода в образовании. Гендерный подход– это методология анализа гендерных характеристик личности и психологических аспектов межполовых отношений. Он ориентирован на анализ последствий гендерной дифференциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между мужчинами иженщинами и в процессе их индивидуального жизненного пути.

В рамках гендерного подхода можно выделить несколько технологий, с помощью которых учителя воспроизводят гендерную дифференциацию:

1) учителя чаще обращаются на уроках к ученикам того пола, для которых, по их мнению, этот предмет более важен;

2) ученикам этого пола даются к тому же более сложные здания;

3) мальчикам дают больший положительный отклик при правильном ответе, больше шансов исправить ошибку.

4) более высокие требования учителей к дисциплине девочек, чем к дисциплине мальчиков, при одинаковом нарушении дисциплины к девочкам применяются санкции, а проступки мальчиков остаются без внимания;

5) в зависимости от пола учителя образовательная область маркируется как «мужская» или «женская».

Недостаток знаний педагога в области гендерной психологии выражается в репродукции социальных предрассудков, гендерной дискриминации, нарушении социального взаимодействия и препятствует всесторонней реализации, как личности учащихся, так и самих педагогов.

Таким образом, знание и понимание особенностей гендерного подхода, гендерной психологии студентами, обучающимися по профилю «Бакалавр педагогического образования» обеспечит, по нашему мнению, адекватное представление о межполовых различиях и сформирует более взвешенное отношение к ним. Не менее важным последствием формирования гендерных представлений будет снижение в будущем интенсивности транслирования педагогами гендерных стереотипов и предрассудков в образовательной среде.

В заключение стоить отметить, что более важным, на наш взгляд, является не столько формирование у будущих педагогов гендерных представлений, знаний, сколько формирование гендерной компетенции педагога, которая предполагает не только наличие знаний о гендере, а некое единство навыков, целенаправленных действий, формирование мировоззрения, которые обеспечивают один из векторов профессионального поведения будущего специалиста.

Разделы