Сведения об образовательной организации

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ 

Забавников В.Н., Мартьянов А.В., Усков Д.А.
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
mariana_g@mail.ru 

Проблема формирования мотивационной сферы считается в психологии одной из наиболее важных и малоизученных. Исследования в области педагогической психологии свидетельствуют, что успешность обучения во многом определяется наличием мотивации на предстоящую профессиональную деятельность, зависит от активности, инициативы, наличия творческих способностей обучаемых.

Формирование будущих офицеров в военном вузе сопровождается изменением их потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. Общая нестабильность в стране, частичная утрата значимости традиционных ценностей отражаются на индивидуальном сознании курсантов. Однако следует отметить, что, несмотря на деформацию духовно-нравственных ценностей в обществе, для будущих офицеров наиболее значимыми являются традиционные качества российского офицера – профессионализм, воинская честь и достоинство, мужество и ответственность.

В нынешних условиях будущие офицеры преимущественно связывают свою будущую военную карьеру с возможностями самореализации. Военная служба выступает для них как наиболее доступная форма достижения основных жизненных целей. В качестве ценностей военной службы они выделяют: причастность к делу защиты Отечества; возможность заниматься любимым делом и испытать себя в сложных ситуациях; принадлежность к людям, для которых имеют особое значение воинские традиции, воинская честь и достоинство.

 Следует отметить и тот факт, что больше половины опрошенных курсантов самостоятельно выбрали данную профессию. На решение стать офицером оказали влияние родители или родственники у 30% респондентов. Информация, полученная у представителей вуза или военкомата, помогла принять решение 10% опрошенных.

Учебно-воспитательный процесс по формированию будущих офицеров хотя и способствует их подготовке, но он должен быть более целенаправлен и эффективен. Большинство курсантов оценивают уровень своей военно-профессиональной подготовки как достаточный. Знания и навыки, полученные во время учебы, по мнению курсантов-выпускников, позволяют полностью (40%) или частично (45%) выполнять служебные обязанности, связанные с организацией и проведением мероприятий воспитательной работы.

Удовлетворенность образовательным процессом в вузе выразили более (70%) курсантов. Положительным является тот факт, что всего лишь 9% опрошенных разочаровались в выбранной профессии за время учебы в училище. Основной причиной этого они назвали низкое материальное положение офицеров (18% разочаровавшихся).

В лучшую сторону отношение к профессии изменилось более чем у половины опрошенных (56%), а у трети опрошенных осталось прежним (29%). Затруднились с ответом на этот вопрос только 6% опрошенных курсантов. К сожалению, 14% опрошенных курсантов сомневаются в своем выборе военной профессии. Причинами они назвали: не видят для себя перспектив - 4%, считают, что ошиблись в выборе профессии - 2%, пугают трудности службы - 1%, главным является не офицерское звание, а диплом о высшем образовании - 1%, затруднились ответить 6% курсантов.

Очень важно, что более четверти опрошенных (26%) будут служить там, где прикажут, именно они ориентированы на получение должности по военной специальности (27%) и на стремление сделать военную карьеру (20%). 27% респондентов хотят испытать себя в горячих точках, считают, что начинать службу нужно там, где труднее – 21%.

Положительно, что почти половина опрошенных (47% курсантов) не боятся начинать свою воинскую карьеру с должности в первичном звене управления. Лишь 9% опрошенных курсантов не волнует их будущая должность. До сих пор не определились с выбором 5%. Более половины респондентов предпочитают проходить службу в частях и подразделениях ВВС – 53%. Четвертая часть опрошенных рассчитывают продолжить дальнейшую службу в ВМФ –26%.

Готовыми служить в отдаленном регионе считают себя 71% опрошенных, не готовыми к службе – 27%. До достижения предельного возраста будут служить 36%, до срока получения права на пенсию – 15%. Для 19% курсантов срок военной службы определяется временными рамками первого офицерского контракта, окончательно не решили для себя 15 %, до получения жилья – 3% .

Вместе с тем, около 10 % из числа опрошенных будут искать причины для досрочного увольнения из Вооруженных Сил и после окончания военно-учебного заведения. Другими мотивами для выбора места дальнейшей службы является наличие жилья в регионе 24%, по семейным обстоятельствам – 22%, по причинам состояния своего здоровья или здоровья членов семьи – 12%.

К сожалению, наблюдается неполная осведомленность опрошенных курсантов о специфике службы в отдаленных регионах, льготах, денежных надбавках. Лишь 28% респондентов достаточно хорошо разбираются в этом вопросе. Но при этом больше половины курсантов (58%) что-либо знают, либо слышали об этом.

Среди курсантов, которые высказали неудовлетворенность тем, как складывается их учеба и служба в военном вузе, больше всего просматривается недовольство частыми хозяйственными работами, неопределенность своего будущего как кадровых военных. Анализ причин неудовлетворенности курсантов учебной деятельностью показал, что основные из них до сих пор не утратили своей актуальности. Среди причин неудовлетворенности учебной деятельностью в военном вузе курсанты отмечают: недостаток времени, отводимого для приобретения и совершенствования практических навыков организации воспитательной работы (53%); слабое использование современных форм обучения (32%); недостаточное внимание к обучению практике работы с людьми (25%); недостаток возможности проявить на занятиях способности и инициативу (8%); недостаточное привлечение к научно-исследовательской работе (7%) .

Причины неудовлетворенности лежат, с одной стороны, в недостатках организации учебного процесса в вузе, с другой – в проблемах реформирования системы военного образования, когда в соответствии с новыми стандартами образования сделан упор на общеобразовательную подготовку в ущерб специальным (военным) дисциплинам.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие обобщающие выводы:

1. Формированию мотивационной сферы курсантов необходимо уделять серьезное внимание как на государственном уровне, создавая предпосылки для заинтересованного отношения будущих офицеров к выполнению своих служебных обязанностей, так и в военно-учебных заведениях, совершенствуя систему подготовки будущих военных специалистов к службе в войсках.

2.Важным направлением повышения мотивационной готовности курсантов к службе в войсках является реализация возможностей, заложенных в учебном процессе, активизация участия каждого преподавателя в воинском воспитании курсантов.

3. В целях формирования мотивационной готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности в войсках представляется важным:

– при поступлении в военно-учебное заведение оценивать абитуриентов не только по общеобразовательному и физическому, но и по мотивационному критерию, что позволит выявлять военно-профессиональную направленность будущих офицеров уже на начальной стадии их подготовки;

– в процессе обучения в военно-учебном заведении постепенно увеличивать степень самостоятельности курсантов, особенно старших курсов, в организации своего рабочего времени (особенно самостоятельной работы).

Решить задачи, связанные с формированием необходимой потребностно-мотивационной сферы личности, адекватной целям профессиональной деятельности, призвано вузовское образование. И здесь возникает множество трудностей, связанных с организацией обучения, которое порой строится на традиционном подходе, главной целью которого является вооружение курсантов знаниями. Такой подход не всегда нацелен на использование возможностей курсантов, их личностных и психологических ресурсов. Образовательные цели часто определяются формально, без учета задач, с которыми столкнутся на практике будущие специалисты.Поэтому эмоции часто заслоняют от них реальные процессы, что существенно затрудняет самостоятельный поиск путей решения современных проблем воспитания военнослужащих.

В связи с этим представляется важным рассмотрение вопроса целевой организации обучения как средства развития мотивационной сферы профессионала. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что изменения в учебно-воспитательном процессе вуза должны начинаться с определения целей обучения, опирающихся на социальный заказ. Определение содержания психолого-педагогического образования тесно связано с проблемой разработки модели специалиста и требований к его подготовке. Выделение и анализ знаний и умений, диктуемых профессиональными задачами, стоящими перед военным педагогом-психологом, позволяют определить объем и содержание знаний, входящих в эти умения.

Важный аспект, который следует учитывать при разработке целей образования, – переход от конечных комплексных целей к целям изучения отдельных учебных дисциплин. Каждый предмет представлен в конечных целях по-разному. Одни предметы непосредственно входят в эти цели, другие же связаны с ними опосредствованно – через другие дисциплины. Отсюда вытекает, что цели образования должны быть представлены в виде иерархизированной системы.

Повышениеэффективности обучения в военном вузе во многом зависит от создания психолого-педагогических условий для формирования личностной позиции курсанта, раскрепощения его как субъекта учебно-профессиональной деятельности.При этом важно учитывать, что эта деятельность – совместная. В условияхсовместной учебной деятельности возрастает эффективность обучения, связанная не столько с активизаций познавательных способностей курсантов, сколько усиливается ориентация на предстоящую профессиональную деятельность. Это позволяет сформировать у курсантов образ будущей профессии и собственную траекторию движения к ней. Естественно, что в процессе обучения этот образ будет уточняться, индивидуализироваться, но без него освоение профессии превращается в броуновское движение от предмета к предмету и от сессии к сессии.

Таким образом, вопрос о мотивации учебной деятельности перестает быть частной проблемой отдельных преподавателей и требует дальнейшего развития. Исследования мотивационной сферы курсантов и ее динамики в процессе образовательной деятельности позволяют влиять на характер и качество подготовки будущих военных специалистов, способствуют развитию их профессионального мышления.

Разделы