Сведения об образовательной организации

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕС-СИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕС-СИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Курилович Н.В.
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
kurilovichtmb@mail.ru 

Общение выступает необходимым условием эффективной деятельности специалиста социальной работы. Оно позволяет организовывать профессиональную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями как между специалистами и клиентами, так и между самими специалистами.

В самом общем плане общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Как отмечается в словаре-справочнике Гулиной М.А., общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, возникшей в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.

По мнению П.Д. Павленка, общение - специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп и общностей, осуществляющееся на основе отражения социальной действительности, опосредованное системой общественных отношений.

Без знания теории и овладения навыками общения, как свидетельствует практика, невозможна социальная работа. Социальную работу можно охарактеризовать как вербальный вид деятельности, требующий эмпатических способностей. Эмпатия необходима потому, что клиент приходит из другого жизненного пространства, которое отличается от мира социального работника. Без понимания социального окружения клиента трудно построить коммуникативное взаимопонимание. Понятия и их значения могут быть чуждыми для жизненного окружения клиента.

Со своей стороны, вербальность и межличностная коммуникация могут стать той основой, на которой социальный работник строит свою работу. Он не имеет в своем распоряжении скальпеля хирурга, медикаментов врача или технического оборудования инженера. Коммуникационная компетентность является основой и инструментом всей социальной работы. С ее помощью специалист получает и передает информацию, дает рекомендации, выясняет проблемы и рефлексирует ситуации. На основе вербальной коммуникации пишутся отчеты и составляются базы данных, которые могут использоваться в социальной работе и позднее. Таким образом, формирование данной компетентности будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки является актуальной проблематикой сегодня.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Компетентность в профессиональном общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. Трудности могут быть связаны с пассивной позицией специалиста, нежеланием изучения проблемы клиента, анализа проблем.

По мнению В.П. Канецкой, в целом компетентность в профессиональном общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного профессионального общения [Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 2006].

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в профессиональном общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Коммуникативная компетентность складывается из следующих способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Как отмечает В.А. Лабунская, коммуникативная установка клиента - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления предметно-тематических интересов клиента, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношению к форме общения, включенности клиента в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента клиента, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения [Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 2004].

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассматривать профессиональное общение как системно - интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие: коммуникативно-диагностическую, коммуникативно-программирующую, коммуникативно-организационную, коммуникативно-исполнительскую, которая рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство специалиста.

Коммуникативно-исполнительское мастерство специалиста социальной работы проявляется как два взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения: умение найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения.

В коммуникативно-исполнительском мастерстве специалиста социальной работы проявляются многие навыки: перцептивные, экспрессивные, эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего специалист достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Перцептивные навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать “ход” общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности

Эмоционально-психологическая саморегуляция создаёт настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения, означает прежде всего, перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.

Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров.

Коммуникативную компетентность можно определить как знание норм и правил общения, владения его технологией. Коммуникативная компетентность является составной частью более широкого понятия “коммуникативный потенциал специалиста”. Г.В. Бороздина считает, что коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей специалиста социальной работы, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства специалиста, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности - способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние клиента при общении, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении [Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2004].

По мнению ряда исследователей можно говорить о коммуникативной культуре специалиста социальной работы как о системе качеств, включающей: творческое мышление; культуру речевого действия; культуру жестов и пластики движений; культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению; культуру эмоций. Коммуникативная культура специалиста социальной работы, как и коммуникативная компетентность, формируется как на основе личностного опыта общения, так и в процессе вузовской подготовки.

Вслед за А.А. Лобановым, мы считаем, что опыт общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой - индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации специалиста социальной работы.

Разделы