Сведения об образовательной организации

СОВРЕМЕННЫЕ ПУТИ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

СОВРЕМЕННЫЕ ПУТИ И СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Гончаренко Ю.В.
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
mariana_g@mail.ru

В контексте настоящего исследования эмоциональное выгорание рассматривается с точки зрения системного подхода и предстает как сложное, целостное, полифункциональное и полиструктурное явление, что ориентирует на исследование многообразных путей и способов регуляции поведения, в том числе, профилактики профессиональных деструкций преподавателя военного вуза как субъекта профессиональной деятельности.

Это требует, в первую очередь, учета одного из ведущих принципов детерминизма развития, согласно которому все «… явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга…» (А.Г. Спиркин, 2008).

При этом эмоциональное выгорание как объект исследования имеет внешние и внутренние стороны познания, которые всегда находятся в единстве, взаимопроникновении и внутреннее здесь является определяющим источником развития личности и деятельности. Соответственно выбор преподавателем направлений, технологий, путей и способов профилактики синдрома эмоционального выгорания должен быть обусловлен учетом влияния на данный процесс внутренних факторов и внешних условий в единстве их взаимодействия. 

Поскольку зарождение и развитие синдрома эмоционального выгорания определяется воздействием совокупности внешних (средовых) и внутренних (субъективных) факторов – источников, движущих сил, то и ведущими сферами его профилактики должны стать указанные факторы, а также индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные и др.) особенности конкретного индивида.

Анализ представленных в психолого-педагогической литературе подходов к разработке превентивных мероприятий показал, что имеющиеся в настоящее время предложения относительно преодоления профессиональных деформаций опираются на сложившиеся представления о причинах их возникновения, содержании профессиональных деформаций, а также на выделенные симптомы. Полученные учеными результаты позволяют сделать вывод о том, что в большинстве случаев механизм профилактики зеркально отражает механизм возникновения профессиональной деформации (то есть профилактическое, либо корректирующее воздействие направлено на возможные, основные причины возникновения и развития изучаемого феномена).

Ученые отмечают, что к числу внешних факторов, которые чаще всего являются непосредственной причиной возникновения состояния эмоционального выгорания, следует относить воздействия социальных, профессиональных, организационных, экономических, информационных и др. характеристик окружающей среды. Поэтому в исследованиях ученых, посвященных регуляции функционального состояния человека, выделяются такие направления предупреждения развития нежелательных эмоциональных состояний, как специальное устранение причин их развития и, в частности, на эргономическом уровне обеспечения трудовой деятельности (А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова и др.).

Другое научное направление, не умаляя достоинств и перспективности указанного направления, обращает внимание исследователей на проблемы  развития нежелательных эмоциональных состояний личности в деятельности, на возможность возникновения различного рода стрессогенных ситуаций, связанных с нарушениями привычного рационального организованного процесса взаимодействия с окружающим миром, межличностного общения, работы, финансового положения, личностной позиции и т.д. (В.А. Бодров и др.).

Поэтому главную причину развития синдрома эмоционального выгорания преподавателя мы видим в его индивидуальных особенностях, таких как – морально-нравственные качества (ответственность, дисциплинированность и др.), психологические (мотивация, способности, воля и др.), профессиональные (подготовленность, опыт, способы трудовой активности и др.) физиологические (состояние здоровья, адаптационные возможности, функциональные резервы и др.) и другие факторы (С.П. Безносов, В.А. Бодров, Э.Ф. Зеер, А.В. Козлова, А.Е. Орел, Э.Э. Сыманюк и др.).

В целом управление процессом профилактики и предупреждения возникновения проявлений синдрома эмоционального выгорания требует комплексного подхода, органичного сочетания внешних и внутренних средств воздействия на причинно-следственные связи между названными факторами.

Если истоки эмоционального выгорания видятся в формализованных условиях работы, рекомендуется создание креативной среды. Если эмоциональное выгорание не осознается преподавателем, рекомендуется вывести его на уровень осознания, развития рефлексии и т.п.

Однако возможно отметить и общие моменты в представлении различных авторов:

– в большинстве случаев деятельность по профилактике синдрома эмоционального выгорания и профессиональных деформаций в целом рассматривается как важный компонент профессионально-личностного саморазвития;

– основным психологическим условием профилактики и преодоления деформаций является осознание профессионалом присущих ему деформационных тенденций и активизация потребности личности в саморазвитии, то есть постоянная работа по самосовершенствованию;

– выявлена неравномерность устранения разных деформаций деятельности, что необходимо учитывать в ходе повышения квалификации и переподготовки кадров;

– успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности, актуализирует личностно-профессиональные потенции.

Профилактику мы рассматриваем как систему предупредительных мер не только психологического, но и непсихологического характера. Считаем, что пути и направления профилактической должны включать:

– психологические аспекты (различного рода тренинги и т.п.);

– педагогические аспекты (профессионально-развивающая среда);

– медицинские аспекты (лечебно-профилактические мероприятия);

– досуговые мероприятия.

Такое представление о профилактике затрагивает одну из ключевых проблем современной психологии – понимание организации индивидуальных особенностей человеческой деятельности, возможностей регуляции функциональных состояний, своеобразия жизненного пути личности (Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко и др.). То есть особую значимость в обеспечении профилактики, предупреждения синдрома эмоционального выгорания преподавателя занимают регуляторные процессы, и, прежде всего, саморегуляция. Эффективность данного процесса будет обеспечиваться взаимодействием регуляторных механизмов в триаде «личность – состояние – деятельность» (Л.Г. Дикая, 2007).

Мы разделяем точку зрения В.И. Моросановой (1998) на саморегуляцию, которая, по мнению ученого, является функциональным средством субъекта, позволяющим ему мобилизовывать свои личностные и когнитивные возможности для реализации собственной активности, в том числе, в направлении профилактики появления нежелательных переживаний, состояний, свойств, отношений. Поэтому процессы саморегуляции, в том числе предупреждение синдрома эмоционального выгорания, мы рассматриваем как внутреннюю целенаправленную активность офицера, которая может быть успешно реализована только системным участием самых разных процессов, явлений и уровней его психики.

Решение проблемы изучения сути социально-психологических технологий профилактики эмоционального выгорания офицера-воспитателя на методологическом уровне опиралось на разработанные в различных научных психологических школах направления исследования феномена «саморегуляция», в частности, - концепции регулирования состояний А.О. Прохорова и системно-деятельностной концепции психической саморегуляции функциональных состояний Л.Г. Дикой.

Опираясь на научные идеи А.О. Прохорова (2005), мы считаем возможным выделить два основных типа стратегий поведения преподавателя, направленных на профилактику нежелательных эмоциональных состояний в профессиональной деятельности – деятельностно-ориентированную и эмоционально-ориентированную стратегии, которые будут определять разную степень устойчивости личности к развитию неблагоприятных функциональных состояний, а также к трудностям и неудачам в профессиональной деятельности, особенно в экстремальных условиях.

При этом мотивационно-целевые детерминанты будут определять общую направленность процесса предупреждения негативных эмоциональных состояний, а формирование и реализация стратегий их профилактики будет определяться, в первую очередь, способами и приемами ориентации на деятельность или на состояние человека. То есть более глубоким основанием успешной реализации профилактических способов и приемов будут служить технологии и механизмы саморегуляции преподавателя.

В этом контексте регуляция и профилактика нежелательного негативного психического состояния может быть обеспечена чаще через цепь переходных состояний (актуализация «другого» состояния и переживание «нового» психического состояния), реже – без промежуточных звеньев. Соответственно переход от состояния к состоянию осуществляется при использовании различных психорегулирующих способов и приемов, от простых до сложных.

Информация о достижении  желаемого состояния, т.е. насколько переживаемое состояние соответствует искомому, реализуется при помощи обратной связи. Благодаря рефлексии, образу актуального и желаемого состояния осуществляется оценка, сличение актуального с искомым и, соответственно, в случае необходимости, субъектом вносится коррекция в применяемые способы и приемы саморегуляции. Очевидно, что процесс осознается и связан с активностью сознания. Процесс регуляции совершается при участии психических процессов (и не только восприятия, но и представлений, мнемических процессов, мышления и др.), с опорой на психические свойства (характер, темперамент и пр.) (А.О. Прохоров, Л.Г. Дикая и др.).

Проведенный теоретический анализ по проблеме профилактики синдрома эмоционального выгорания специалиста (Н.Е. Водопьянова, М.А. Воробьева, Т.Ю. Овсянникова, О.А. Семиздралова, Э.Э. Сыманюк и др.) позволяет констатировать, что имеющиеся на сегодняшний день работы по данной проблематике построены, главным образом, в логике психофизиологического подхода. Между тем, представляется достаточно очевидным, что в прикладном аспекте существенное значение в контексте решения проблемы эмоционального выгорания преподавателя военного вуза имеют психолого-педагогические технологии.

Подтверждение этому находим и в традиционных направлениях стресс-менеджмента в управлении человеческим капиталом организаций (Н.Е. Водопьянова, 2009). Описывая профилактические мероприятия на персональном уровне, ученый обоснованно выделяет важные направления работы:

– проектирование профессионального развития личности;

– психологическая консультативная поддержка в целях снижения индивидуальной уязвимости к стрессу и повышение устойчивости к профессиональным и организационным стрессам;

– обучение сотрудников приемам психической антистрессовой регуляции;

– внедрение адаптационных мероприятий для молодых или новых сотрудников – «вхождение» в организацию – знакомство с организационной и функциональной спецификой организации.

Указанные направления, на наш взгляд, непротиворечиво интегрируют как психологические, социальные, управленческие, так и педагогические аспекты реализации профилактических мероприятий по предупреждению синдрома эмоционального выгорания преподавателей военного вуза.

Анализ диссертационных работ по изучению и решению проблем профессиональных деформаций профессионала в целом, и эмоционального выгорания в частности, показывает, что по-прежнему практически отсутствуют исследования, затрагивающие весь спектр задач по изучаемой проблеме.

Наиболее изучены:

– онтологический аспект эмоционального выгорания – компонентный состав, симптомы, уровневая организация (В.В. Бойко, А.В. Козлова, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская и др.);

– генетический аспект и детерминанты – причины, факторы, условия (Т.В. Большакова, М.А. Воробьева,  Т.В. Овсянникова, Э.Э. Сыманюк и др.);

– динамический аспект – стадии, фазы возникновения, формирования, развития, коррекции (В.В. Бойко, К.А. Дубиницкая, В.В. Кустова и др.);

– функциональный аспект – средства саморегуляции (Н.Е. Водопьянова, Л.Г. Дикая и др.);

– технологический аспект – сопровождение, обеспечение процесса и средств профилактики эмоционального выгорания Н.Е. Водопьянова, М.А.Воробьева, О.А. Семиздралова и др.).

Представляется, что все еще недостаточно раскрыты возможности целенаправленного, комплексного содержательно-технологического обеспечения процесса формирования у преподавателей военного вуза способов и приемов эффективной саморегуляции с целью профилактики появления синдрома эмоционального выгорания; организации эргономического обеспечения собственной профессиональной деятельности; построения конструктивных межличностных отношений в воинском коллективе.

Разделы