Сведения об образовательной организации

ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА ОБУЧЕНИЯ НА ВЫ-СОКОМ УРОВНЕ ТРУДНОСТИ

ОБЩЕЭСТЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА ОБУЧЕНИЯ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ ТРУДНОСТИ

Сорокина Е.В., Сорокина М.С.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова
ev40ina@mail.ru

Принцип обучения на высоком уровне трудности (при соблюдении ясно различаемой меры трудности) является одним из ведущих в системе развивающего обучения. Обучение на высоком уровне трудности дает возможность развить «сильное» мышление учащегося, в результате чего он способен самостоятельно решать практические задачи, раскрывать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Развитие интеллектуальных качеств учащихся может быть достигнуто лишь в русле энергичной, самостоятельной мыслительной деятельности, при которой с максимальной полнотой проявлялась бы творческая инициатива. Обучение на высоком уровне трудности способствует развитию творческой личности, испытывающей удовольствие от умственной работы, от мыслительного процесса.

Ученик должен быть психологически готов к обучению на высоком уровне трудности. Эта готовность касается всех сфер личности учащегося: мотивационной, эмоциональной, волевой, интеллектуальной, коммуникативной. Прежде чем руководствоваться принципом обучения на высоком уровне трудности, преподавателю необходимо уделить особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям учащегося, тщательному отбору изучаемого материала, новым способам и формам познавательной деятельности.

Ученик, который последовательно работает в режиме «осознания трудностей», в «зоне ближайшего развития» решает различного рода задачи быстрее и качественнее, делает меньше ошибок, находит новые, нестандартные пути решения проблемы. Для педагога очень важно найти оптимальный уровень сложности для ученика. Этот уровень лишь немного должен превышать сегодняшние возможности воспитанника. При этом необходимо учитывать, что наиболее способные учащиеся развиваются гораздо быстрее, чем их сверстники. Слишком легкое задание может оказаться для таких ребят неинтересным, скучным, слишком сложное - заведет в тупик и может вызвать отказ от решения.

Условно трудности возможно классифицировать по четырем уровням:

1. Ученик решает задачу самостоятельно;

 2. Решает самостоятельно, но с помощью наводящих вопросов;

3. Не может решить, но может понять ход решения;

4. Не может ни решить, ни понять ход решения.

Учащимся рекомендуется работать с проблемами первых трех уровней. Достаточно эффективно предлагать задачи третьего уровня трудности и работать по принципу «Давай решим вместе». Во-первых, ребенку интересен сам процесс общения со взрослым, во-вторых, он учится не бояться решать трудные задачи, в-третьих, он развивается и постепенно приобретает уверенность в своих силах. Часто учащийся не может справиться с трудностью, потому что не умеет анализировать ее. В этом случае необходимы специальные упражнения, направленные на преодоление сходных трудностей.

Реализация принципа обучения на высоком уровне трудности предполагает:

а) соблюдение меры трудности. Во всем должен быть здравый смысл и не должно быть преувеличений;

б) поэтапное преодоление препятствий;

в) осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений.

Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении. Решение проблемы также, как и преодоление трудностей, требует включения творческого мышления. Главные условия успешности решения поставленной задачи - наличие достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы; обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе трудностями; значимость информации, получаемой при решении проблемы; диалогическое доброжелательное общение педагога с учащимися.

Говоря о принципе обучения на высоком уровне трудности, нельзя  забывать о других принципах, разработанных в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков; быстрый темп прохождения материала; принцип осознания учащимися собственного учения). Последний принцип направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Его содержание может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции, так как между ними существует взаимозависимость и взаимопроникновение друг в друга. Получить наиболее оптимальный результат обучения можно только при творческом применении всей суммы дидактических принципов и гибких методов обучения.

Отличительными чертами системы Л.В. Занкова является направленность на развитие мышления, эмоциональной сферы учащихся, целостного эстетического переживания. Данная дидактическая система ориентирована на индивидуальное развитие каждого ребенка. При формировании понятий, способов мышления, деятельности доминирующим началом в системе является индуктивный путь - от частного к общему.

Учебную деятельность школьников предполагается строить в соответствии со способом изложения научных знаний, когда мышление учащихся напоминает мышление ученого, прибегающего к содержательному абстрагированию, обобщению, теоретизированию и пр. Речь идет в основном о развитии теоретического мышления. Понимание теоретического знания и основного направления обучения как восхождения от абстрактного к конкретному основывается на иной, собственно психологической интерпретации существующих дидактических принципов.

В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает их другую, собственно психолого-педагогическую природу.

Во-первых, принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия ступеней обучения, каждая из которых соотносится с разными этапами развития. Во-вторых, принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием, «когда можно закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающего воздействия». В-третьих, принцип сознательности имеет новое содержание как принцип деятельности. При этом ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности. В-четвертых, принцип наглядности фиксируется В.В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели .

Таким образом, принцип обучения на высоком уровне трудности, являясь по сути принципом развивающего обучения, тесно связан с другими дидактическими идеями и исходными положениями. Например, принцип активности, исходя из задачи добиться максимальных результатов в развитии, предполагает в качестве методического приема преодоление заданий высокого уровня трудности; принцип доступности, связанный, в первую очередь, с индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их одаренности, общим развитием, указывает на то, что нередко школьники в состоянии овладеть более сложными заданиями  по сравнению со своими сверстниками и выполнить их на высоком уровне. Следовательно, дидактические принципы, нацеленные на достижение максимального развивающего эффекта, сложенные воедино, способны создать прочный фундамент образования. 

Разделы