Сведения об образовательной организации

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ 

Вавилова Т.Е.
Воронежский институт МВД России
tatyanavavilov@yandex.ru

Высшие учебные заведения, участвуя в развитии общества, его образованности, отвечают за подготовку специалистов с высшим образованием по всему спектру направлений, необходимых для осуществления жизненно важных для общественного воспроизводства функций. Выпускник вуза должен быть готов к инновационной деятельности, решению нестандартных задач. Это в значительной степени можно отнести к выпускникам ведомственных вузов системы МВД России, которым чаще других своих сверстников приходится не только сталкиваться, но и решать нестандартные задачи.

Современный специалист – выпускник ведомственного вуза МВД России – должен обладать значительной профессиональной мобильностью: детально разбираться в вопросах не только своей науки, но и политологии, управления, организации общественной жизни и т.п. Сказанное предъявляет серьезные требования к организации образовательного процесса в ведомственных вузах, к формированию в ходе него культуры познавательной деятельности курсантов. Учиться сегодня нужно не только основательно, но и  быстро. Необходимо приобретать привычку профессионально мыслить, а затем и действовать. Это процесс взаимодействия преподавателей и обучаемых, имеющий целью через систему знаний, умений, навыков помочь приспособиться подрастающему поколению к реалиям современной жизни.

Цель образования носит трехкомпонентный характер: в профессиональной области – профессиональная компетентность, в общественной жизни – успешная социализация личности, в личностной сфере – осознание собственной самоценности, проявление рефлексии и активности в целеполагании и в деятельности в целом.

Образование теснейшим образом связано с культурой. Культура в наиболее общем смысле представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, индивидуальное самоопределение личности [Философский словарь. М., 2001]. Следовательно, сущность культуры – способность формирования духовно целостной личности, преодоления социально-ролевой ограниченности человека. Культурная деятельность – это смысло- и ценностно-ориентированная активность. Именно способность образования формировать данную компоненту является наиболее сущностной его функцией. Образование выступает транслятором наиболее значимых и исторически устойчивых норм и ценностей бытия. Поэтому под культуроформирующим мы будем понимать обучение, направленное на достижение заданного результата, – формирование культуры познавательной деятельности будущего юриста, получающего высшее профессиональное образование, посредством развития креативных качеств: способности к самоопределению и сознательному конструированию личного бытия; высокой мотивации в осуществлении творческой самостоятельной деятельности; умения видеть проблему и самостоятельно искать ее решение; самостоятельно управлять творческим процессом в пределах профессиональной компетентности.

В социально-педагогическом понимании становление и развитие личности представляет собой многоэтапный процесс вовлечения в культуру и социум, то есть в различные виды культурной деятельности, способствующие социализации и самореализации личности. Причем обучение в образовательном учреждении – это лишь один из этапов, который молодой человек проходит на пути формирования профессионала – специалиста. В процессе обучения происходит дальнейшее развитие культуры на личностном уровне, которое можно представить в единстве двух взаимосвязанных направлений: во-первых, это освоение предшествующей культуры, во-вторых, созидание новых культурных ценностей. В этой связи интересно привести определение образования, данное А.А. Вербицким в одном из выступлений: «Образование – созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного положения себя в мир предметной, социальной и духовной культуры» [Фрагмент выступления на заседании Центра развития образования в Воронежском техническим университете 20 октября 2005 г.].

Культура, таким образом, выступает как человеческая деятельность, взятая в фокусе способности конкретизировать содержание внутреннего идеального богатства человечества в конкретно-исторических условиях, преодолевать ограниченные рамки сложившихся норм и ценностей и тем самым нацеливаться на собственное саморазвитие. 

Исходя из такого определения культуры, можно показать ведущую роль образования как социально-культурного института, которая состоит в воспроизводстве форм и способов индивидуальной и совместной институциализированной деятельности людей.

Продуктивность обучения во многом зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения и внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов. Такой подход к решению проблемы не только дает возможность точнее учесть своеобразие каждого этапа работы, но и позволяет с наибольшей полнотой использовать накопленный научный и практический опыт. Добавим также, что учебная деятельность рассматривается нами как составляющая разумной деятельности человека, частью которой является познавательная деятельность. Познавательная деятельность, являющаяся сущностной характеристикой культуры, представляет творческую деятельность субъекта, ориентированную на получение достоверных знаний о мире, на стремление к самостоятельному поиску решений поставленной самим субъектом познавательной задачи путем анализа и мобилизации имеющихся у него знаний.

Организацияпознавательной деятельности курсантов ведомственного вуза, направленная на усвоение ими богатейшего опыта национальной и мировой культуры, ее традиций, духовно–нравственное воспитание в духе уважения к традициям и культуре других народов, должна стать главной при реализации программ гуманитарного образования, в частности, в процессе обучения курсантов-юристов иностранному языку.

Для управления познавательной деятельностью в процессе обучения иностранному языку преподаватель должен создавать педагогические условия для развития культуры познавательной деятельности, определяя первоочередные цели, т.е. логику, последовательность конкретных целей для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей учебной деятельности. Мы определяем культуру познавательной деятельности курсанта как систему регулятивов его деятельности, несущую в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом; потенции деятельности, вытекающие из прошлого опыта; определенное представление о будущем и профессиональной правоохранительной деятельности как его составляющей; о целях и смысле жизни. Система регулятивов субъективируется, распредмечивается в деятельности курсанта; результатом ее выступают знания, которые, будучи отторгнутыми от добывшего их субъекта, становятся достоянием других субъектов.

Исходя из данного определения, следует разъяснять курсантам ориентиры познавательной деятельности, обсуждать ее конкретные цели, чтобы обучающиеся ясно и четко понимали их смысл.

Активизация познавательной деятельности курсанта без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес курсантов и как важный мотив учения, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес можно назвать главным двигателем процесса развития культуры познавательной деятельности. Он является носителем интеллектуальных умений, эмоционального состояния и волевых усилий личностикурсантов. Познавательный интерес проявляется и как их стремление (потребность) заниматься определенной областью знаний, деятельности, и как побудитель (мотив) активности личности (деятельность становится увлекательной), и как стимул к действию, к преодолению трудностей, и как чувство удовлетворенности и радости при определенном прогрессе в процессе познавательной деятельности. В этом непреходящее формирование познавательных интересов обучаемых [Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М., 2000].

Коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и в опосредованное общение, например, через систему Интернет, довольно большое  количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно  возросли  и  потребности  в использовании иностранных языков.  Подготовка специалистов нового типа, адаптированных к условиям широких международных контактов во всех сферах, предполагает не только способность действовать «технологически» грамотно, этически соответствовать новой ситуации, но и способность к свободному общению на языке, получившем международное признание и распространение,  как средству общения  и приобщения к духовному наследию стран изучаемого языка.

Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект владения языком. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала, использования  адекватных форм и видов контроля. Модель обучения иностранному языку помимо «формального» (классического для программы неязыкового вуза) обучения должна включать и общеразвивающий аспект, позволяющий впоследствии реализовать мировоззренческие возможности курсанта и являющийся необходимым компонентом социализации личности. На данном этапе процесса обучения иностранному языку языковая культура выступает неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом.

Мы рассматриваем языковую культуру как часть культуры общения. Как и любая культура, языковая культура предполагает стремление к совершенствованию, а значит, к поискам наилучшего варианта из всех возможных в плане использования языковых или речевых средств. Осознанный выбор – это та творческая задача, которая служит средством привнесения культуры в пользование языком.

Сложно и порой невозможно ограничить рамки использования культурных знаний, поскольку разнообразные ссылки на одни только факты иноязычной культуры можно встретить в литературе, средствах массовой информации, Интернете и т.п. Поэтому конечным этапом социокультурной компетенции будет способность курсантов оперировать необходимыми знаниями и адаптировать свое поведение к поведению, близкому к носителям языка. Таким образом, на современном этапе преподавания иностранных языков в образовательных учреждениях МВД России знание культуры страны и народа изучаемого языка будут не просто важными и значимыми, они будут играть определяющую роль при использовании языка и тем самым влиять на иноязычную коммуникативную компетенцию курсантов, позволит им оперировать необходимыми знаниями-концептами и адаптировать (если это необходимо) свое поведение к поведению, адекватному или близкому к носителям языка.

В методике обучения иностранным языкам существует методический принцип дидактической культуросообразности, проанализированный        В.В. Сафоновой, который касается вопроса ознакомления с культурой страны изучаемого языка с целью формирования целостного представления об изучаемой действительности [Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж, 2006]. Согласно данному принципу при отборе учебного материала следует определить его значимость для формирования у обучаемых представлений об истории и культуре соизучаемых народов, вариативности их стилей жизни, а главное – в какой степени данный учебный материал может служить стимулом для ознакомления с понятиями «культурное многообразие», «язык и языковая культура».

На наш взгляд, принцип культурной вариативности дополняет принцип культуросообразности. Основная направленность данного принципа – ознакомление курсантов с вариантами видов культур по каждому конкретному их типу. Это позволяет увидеть не только различия, но и сходства между родной культурой, присущей каждому обучающемуся, и изучаемой культурой, что, по нашему мнению, будет способствовать расширению социокультурного пространства курсантов. Дополнительные источники информации, такие как литература, средства массовой информации, фильмы, Интернет могут служить существенным дополнением.

Спецификой иностранного языка как учебного предмета является его ярко выраженный медпредметный характер, особенно сейчас, когда ставятся задачи изучения языков и культур на всех ступенях и при всех вариантах обучения. Значительно возросли образовательная и самообразовательная функции иностранного языка, их профессиональная значимость в образовательных учреждениях, на рынке труда. Все это способствует усилению мотивации в изучении языков международного общения, а значит и языковой культуры.

Переход от языка как суммы грамматики и лексики к практическому использованию его специалистами различных профилей означает смену грамматико-переводного метода обучения иностранному языку на структурно-функциональный, а затем и проблемно-коммуникативный метод, в основе которого лежит ориентация на профессиональную коммуникацию как средство международного обмена информацией и опытом. Сегодня язык из специальности все больше превращается для специальности.

Таким образом, в условиях, когда, с одной стороны, знания только иностранного языка стали недостаточными для широкого круга специалистов, а с другой – современному профессионалу-юристу не обойтись без владения определенным уровнем языка, требуются конкретизация и актуализация целей профессионально ориентированного иноязычного обучения, которые, учитывая направленность на формирование способности курсантов к межкультурному общению, фокусировали бы внимание на профессионально-деловой составляющей иноязычного обучения специалиста.

По нашему убеждению, изучение иностранных языков позволит курсантам существенно расширить диапазон их познавательной и культурно-созидательной деятельности, конкретизировать социальную активность личности курсантов, станет средством формирования творческой и профессиональной подготовки. Следовательно, правильный подбор тематики и выбор подходящей методики позволят осуществить научно-педагогическое, социально-воспитывающее и общеразвивающее воздействие на личность курсантов с учетом интереса их к стране изучаемого языка, к ее культуре, положительно скажется на развитии системы активной познавательной деятельности курсантов, усилении мотивации обучения, на приобщении к духовному богатству национальной и мировой культуры. 

Разделы