Сведения об образовательной организации

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРА – БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРА – БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Смагина Т.И.
Орловский государственный университет
smagina.tat@mail.ru 

ФГОС ВПО третьего поколения предъявляют требования к подготовке компетентных педагогических кадров, способных и готовых к работе в изменяющихся условиях, готовых реализовывать принципиально новые профессиональные задачи; способных творчески организовывать образовательный процесс, направлять учащихся, по выражению Д.И. Фельдштейна, «на изменения, в том числе изменения отношений к себе, к другим людям и в целом отношений к миру, к жизни, отношений к получению знаний» [Фельдштейн Д.И. Проблемы современного образования.  2010. № 6. с.19].

ФГОС НОО второго поколения признает самоценность обучения в начальной школе как фундамента всего последующего образования. Отличительной особенностью нового стандарта является то, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, ставящий главной целью развитие личности учащегося. 

Основным требованием и результатом обучения становится сформированность компетенций выпускника; стандарт указывает конкретные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. 

Основная образовательная программа НОО определяет три типа достижений учащихся: личностных результатов (мотивы, отношения), метапредметных результатов (универсальные учебные действия), предметных результатов (знания, умения, навыки по предмету, опыт деятельности по получению нового знания).

Программа формирования универсальных учебных действий (УУД) призвана регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Концепция развития УУД разработана на основе деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В условиях модернизации российского образования концепция, по нашему мнению, представляется актуальной, поскольку способствует ускоренному совершенствованию образовательного пространства; эффективности общекультурного, личностного и познавательного развития детей; созданию условий для их успешного обучения.

Д.И. Фельдштейн говорит о необходимости «создания качественно новой системы образования детей, подростков, юношества – их обучения, воспитания, личностного развития на новых теоретически осмысленных основаниях, отвечающих современным требованиям и уровням развития общества, в том числе детства. Но при этом важно, естественно, сохранить все ценное и действенное, накопленное ранее» [Фельдштейн Д.И. Там же. с.11]. Созданию такой качественно новой системы образования может, по нашему убеждению, в значительной степени способствовать широкое внедрение в практику начальной школы и в содержание подготовки учителя в вузе, системы развивающего обучения (далее по тексту РО) Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, основной особенностью которого является направленность на интеллектуальное и личностное развитие учащихся как свою основную цель. Именно такое РО, содержанием которого является система теоретических понятий, фиксирующих объективные основания тех общих способов действия, которыми предстоит овладеть учащимся, и которое опирается на учебную деятельность (далее УД) как высшую форму учения, способно обеспечить достижение младшими школьниками требуемых личностных, метапредметных и предметных результатов.  

В связи с необходимостью подготовки современного учителя к реализации развивающего потенциала образовательных стандартов начальной школы, а значит и к применению новых технологий, методов и средств обучения учащихся, использование которых обеспечивает развивающий характер обучения, возникает потребность в формировании готовности будущего учителя проектировать такую УД младших школьников, новообразованием которой станет их действительное умение учиться. Следовательно, содержательный компонент профессиональной готовности бакалавра – будущего учителя должен быть дополнен знаниями о сущности и содержании УД, о функциях РО, которое ему предстоит реализовывать в предстоящей профессиональной деятельности.

 Общепризнанным в дидактике считается тот факт, что процесс обучения должен быть смоделирован и осуществлен так, чтобы и содержательная, и процессуальная его стороны выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, государства, при этом основополагающим принципом педагогической деятельности является принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. В связи с этим представляется целесообразным, рассматривая теорию УД, проанализировать, обеспечивает ли РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова необходимые условия для реализации названных функций обучения.

Целью РО является формирование у детей основ теоретического мышления или, более широко, основ теоретического сознания, к сфере приложения которого наряду с наукой относятся экономика, промышленность, искусство, нравственность, религия, право и политика.

Сущность УД состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание УД заключается в овладении обобщенными способами действий в сфере научных понятий. В ходе экспериментальных исследований под руководством Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова было доказано, что усвоение теоретических знаний вполне доступно младшим школьникам; в процессе правильно организованной УД ими достигается более высокий уровень психического развития. Поэтому основным содержанием обучения должны стать научные, а не эмпирические знания; обучение должно быть направлено на формирование у учащихся теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Способ изложения теоретических знаний заключается в восхождении от абстрактного к конкретному.

Таким образом, сущность и содержание УД являются условием для реализации образовательной функции обучения, поскольку научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Через овладение обобщенными способами действий они становятся достоянием личности, постепенно входят в структуру ее опыта. По нашему мнению, образовательная функция обучения будет реализована наиболее полно, сможет обеспечить полноту знаний, их прочность и мобильность, если учитель организует процессуальную сторону обучения в соответствии со всеми требованиями организации УД.  

Повышение теоретического содержания обучения в начальных классах создает условия для усиления развивающей функции обучения. Но это осуществимо только в том случае, если одновременно с усвоением теоретических знаний младшие школьники научатся самостоятельно приобретать новые знания — научатся учиться.

Развивающая функция осуществляется более эффективно при правильно организованной совместной УД, предполагающей учебное сотрудничество субъектов УД.

УД как специфическая форма индивидуальной активности ребенка требует специального формирования в процессе обучения под руководством учителя. В связи с этим Д.Б. Эльконин выделяет важные задачи, которые предстоит решать педагогу: 

-«во-первых, подвести детей к предметному обучению в логике научных знаний, раскрыть перед ними те основные и фундаментальные свойства изучаемой области действительности, которые и составляют содержание данной науки. Так, овладение навыками чтения превращается во введение в изучение языка как средства общения и мышления, а элементарными навыками счета — во введение в изучение количественных отношений;

- во-вторых, сформировать у детей УД, имеющую свои задачи и способы. На современном этапе развития нашего общества УД должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни. Это вторая «профессия» каждого человека, от умения осуществить которую во многом зависит продвижение в основном избранном деле;  

- в-третьих, использовать все возможности периода начального обучения для формирования мотивов учения и для интеллектуального развития детей»  [Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989, с. 222].     

Д.Б. Эльконин подчеркивает, что экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что все три задачи теснейшим образом связаны между собой и могут быть решены только во взаимодействии. Основное значение при этом принадлежит содержанию усваиваемых знаний и формированию УД.

Поскольку результатом УД является изменение самого учащегося, представляется целесообразным рассмотреть более подробно, как в РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и их последователей соотносятся обучение, воспитание и развитие, или более конкретно, как соотносятся интеллектуальное и личностное развитие в УД. 

По мнению В.В. Рубцова, в научных изысканиях исследователей по проблеме влияния группового обучения и совместных действий под руководством учителя на развитие детей, можно выделить две важные линии: «Во-первых, такая деятельность анализируется как фактор, обусловливающий личностное развитие, что позволяет оценить ее воспитательный эффект. Во-вторых, она рассматривается как фактор, обеспечивающий интеллектуальное развитие, что позволяет выявить ее дидактический, обучающий эффект. [Рубцов В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М., 2008, с. 31]. 

Основной характерной чертой школьного обучения является то, что с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять (может быть, впервые в своей жизни) общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность -  УД, и это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности, через новую позицию определяются все остальные отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности [Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989].

Большое значение воспитательной функции РО подчеркивает А.К. Дусавицкий. Воспитательная функция, по его мнению, реализуется через такие формы сотрудничества в учебной и других  видах деятельности, в которых  ребенок сохраняет себя как целостность. Психологические закономерности и механизмы становления личности в условиях РО выявили огромные нереализованные возможности в этом процессе. Они позволяют поставить задачу создания целостной системы начального обучения, где главной целью является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Речь идет о формировании способности осуществлять акты выбора собственного поведения в соответствии с индивидуальными потребностями, общественным долгом и возможностями по их реализации. Средствами достижения этой цели является формирование интеллектуальных и эмоциональных структур (рефлексия, эмпатия и др.), которые позволяют ребенку решать проблему саморазвития [Дусавицкий А.К. Концепция школы развития личности //Феникс, М., 1994, № 1.]. То есть концепция РО базируется на принципах индивидуальной свободы, социальной ответственности и творчества.

Следовательно, как справедливо отмечает В.В. Репкин, интеллектуальное развитие и развитие личности представляют собой не два различных процесса, а две стороны одного и того же процесса развития индивида как субъекта предметной деятельности [Репкин В.В., Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Харьков-Томск, 1992]. Именно из этого исходили Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, которые видели цель РО в развитии ученика как субъекта учения.

Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу, что обучение, организованное в форме УД, выполняет не только развивающую (как часто принято считать), но и образовательную, и воспитательную функции, единство которых обеспечивает всестороннее развитие личности младшего школьника, при этом приоритетной является функция развивающая. 

Выбор желательных направлений развития будущего поколения определяется обществом, т. е. является социальным заказом, который отражен в Федеральных государственных образовательных стандартах. Реальной необходимостью и основной целью образования XXI века стало становление учебной самостоятельности младшего школьника (или умения учиться), воспитание его личности как субъекта жизнедеятельности.

Исследование проблемы РО в контексте требований ФГОС ВПО и ФГОС НОО актуально по двум причинам: во-первых, оно может способствовать бакалаврам – будущим учителям в выборе направления в развитии младших школьников, которое им предстоит реализовывать в своей педагогической деятельности; во-вторых, показывает необходимость подготовки в вузах компетентных учителей, способных и готовых решать принципиально новые задачи в системе РО в начальной школе.  

Разделы