Сведения об образовательной организации

К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕН-ЦИИ СТУДЕНТОВ

К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

Иванова М.А.
Орловский государственный университет
1234-mariya@mail.ru

Одним из приоритетных направлений модернизации отечественного образования является правовое образование, направленное на осознание обучающимися социальной значимости права, понимание смысла действующих законов, формирование умений применять правовые знания в различных сферах жизнедеятельности. Таким образом, важнейшей составляющей профессиональной компетенции выпускника вуза является правовая компетенция, позволяющая юридически грамотно решать профессиональные задачи.

Правовую компетенцию студентов мы понимаем как интегральное качество личности, отражающее ее способность и готовность использовать правовые знания и умения, задаваемые образовательным стандартом, для решения практических задач.

Одним из способов формирования правовой компетенции студентов является интенсификация обучения, то есть передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний [Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998].

Большой вклад в исследование проблемы интенсификации обучения внесли такие ученые, как Р.М. Грановская, В.А. Кальней, Е.А. Певцова, А.А. Реан и др. Анализ работ указанных авторов показал, что повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования содержания учебного материала и методов обучения.

По мнению А.В. Духавневой, совершенствование содержания учебной дисциплины включает следующие параметры:

  • рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;
  • перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
  • концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимых для плодотворной самостоятельной работы;
  • рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учётом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
  • обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
  • экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.

По мнению исследователя, совершенствование методов обучения, обеспечивается путем:

  • широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
  • выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;
  • применения различных форм и элементов проблемного обучения;
  • совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
  • индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
  • стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальных способностей;
  • знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
  • применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости – информационных средств обучения [Духавнева А. В. Интенсификация обучения и проблемное обучение // Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998].

Таким образом, интенсификация обучения, на наш взгляд, является одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности в вузе.

В научной литературе под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков и их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения [Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998].

Специалист в области юриспруденции и методики обучения праву Е.А. Певцова утверждает, что недопустимо однообразие методических приемов и средств обучающего воздействия на студента. Следовательно, необходимо сочетать традиционные и инновационные технологии обучения, среди которых доминируют активные и интерактивные формы обучения [Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX -XXI веков. М., 2003].

Таким образом, внедрение интерактивных форм и методов правового обучения – одно из важнейших направлений совершенствования правовой подготовки студентов в вузе.

Формы обучения – это виды учебных занятий, отличающихся друг от друга дидактическими целями, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. Основными формами обучения в вузе являются лекции, семинары, самостоятельная внеаудиторная работа студентов.

В педагогическом словаре методы обучения определены как «способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности» [Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2003].

Реализация компетентностного подхода в процессе правовой подготовки студентов предусматривает такую подготовку преподавателей к занятиям, которая обеспечивает максимальную активизацию познавательной деятельности студентов.

«Суть активизации познавательной деятельности, - уточняет Н.Ф. Белокур, - заключается в развитии мысли, в непрерывности ее, в переходе от более простых к более сложным формам мышления; от действий по образцам к самостоятельным творческим видам деятельности. Активизировать мыслительную деятельность – значит изменить направленность, придать ей более целенаправленный, интенсивный, динамичный, гибкий характер, т.е. внести качественные изменения в дальнейший процесс развертывания мыслей» [Белокур Н.Ф. О повышении эффективности методики урока // Пути повышения эффективности обучения в школе. Челябинск, 1980].

Активизации познавательной деятельности учащихся способствуют активные методы обучения. В научной литературе отмечается, что особенностью всей группы активных методов является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реалиям, позволяя сформировать определенные психологические и  профессиональные качества специалистов [Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991].

А.А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия активных методов обучения следующим образом: активное обучение знаменует собой переход    от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [там же, с.34].

Как современную форму активных методов можно рассматривать интерактивные формы и методы обучения.

По мнению М.В.Кларина, интерактивное обучение представляет собой перевод англоязычного термина «interactive learning», который обозначает научение (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии, и обучение, построенное на взаимодействии [Кларин М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. №7].

Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии обучаемых с учебным окружением, на собственном опыте участников. Традиционное обучение основано на положении педагога в качестве субъекта, а учащегося — объекта педагогического процесса. В концепции интерактивного обучения это положение заменяется представлением об учащемся как о субъекте своей учебной деятельности [Вакуленко В. А. и др. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе.М., 2002].

Задачами интерактивных форм  и методов правового обучения являются:

  • пробуждение у студентов интереса к получению правовых знаний;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной правовой задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения с точки зрения действующего законодательства);
  • установление взаимодействия между студентами, обучение работать  в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинство;
  • формирование у студентов собственного  мнения и отношения к правовым явлениям;
  • формирование жизненных и профессионально-правовых навыков;
  • выход на уровень правовой компетенции студента.

Все методы интерактивного обучения многофункциональны. Наибольшего эффекта от их применения можно добиться при комплексном использовании с учетом целей и задач конкретного занятия.

Ведущей формой обучения в вузе является лекция. Лекция также является основным источником получения правовой информации. Учитывая, что в процессе правового обучения ведущую роль должны занимать формы, способствующие самостоятельному осмыслению сущности права и формированию потребности в соблюдении его установок, в процессе формирования правовой компетенции у студентов МСВ необходимо применять интерактивные формы лекций. Среди них можно выделить проблемную лекцию, лекцию с заранее запланированными ошибками, лекцию-пресс-конференцию, лекцию-дискуссию.

К интерактивным методам обучения, способствующим формированию правовой компетенции студентов, мы относим «круглый стол», дискуссию, дебаты, деловые и ролевые игры, анализ правовых казусов, кейс-метод, метод проектов, метод сократического диалога.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс формирования правовой компетенции студентов будет эффективным при использовании комплекса интерактивных форм и методов обучения (Л.К. Гейхман, М.В. Кларин, Е.А. Ефимова, И.П. Корзун, Н.Г. Суворова и др.). Мы предлагаем использование таких интерактивных форм обучения, как проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-дискуссия и интерактивных методов обучения, таких как: круглый стол, дискуссия, дебаты, деловые и ролевые игры, анализ правовых казусов,  кейс-метод, метод проектов, метод сократического диалога.

Разделы