Сведения об образовательной организации

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТА УСПЕШНОСТИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТА  УСПЕШНОСТИ ИХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Щербаков С.В.
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
sv_sh4erbakov@mail.ru

Проблема успешности давно в той или иной степени присутствует в исследованиях, затрагивающих проблемы личности. В отечественной философии и психологии вопросы различные аспекты успешности личности рассматривали В.Л. Бакштанский, О.И. Жданов, С.В. Ковалев, М.Е. Литвак, В.Н. Панкратов и др.

Ряд отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Н.А. Батурин, Н.В. Кузьмина, A.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.И. Степанский и др.) затрагивал проблему успешности по отношению к объективному результату деятельности, оценивая эффективность, результативность, оптимальность. Среди зарубежных ученых, исследовавших прикладные аспекты  успешности, следует отметить М. Аткинсона, Р. Бернса, Р. Бэндлера, У. Глассера, Дж. Грэхэма, Д. Дьюи, Д. Карнеги, А. Маслоу, К. Роджерса и др.

Впервые понятие учебной успешности было введено Б.Г. Ананьевым, которое определялось темпом, напряженностью, индивидуальным своеобразием (стилем) учебной работы, степенью прилежания и усилий, прилагаемых обучающимся для того, чтобы придти к определенным достижениям.

Проблема оценивания успешности учебной деятельности неоднократно рассматривалась в исследованиях выдающихся отечественных педагогов и психологов  (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мерлин, М.Н. Скаткин, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.), а также в работах частно-прикладного характера (Т.В. Гуськова, В.Ю. Кокорева, Т.И. Краснова, Т.Ю. Курапова, Н.А. Курдюкова, И.П. Маркова, Т.А. Нам, А.Г. Поварницына, Л.Г. Семушина, А.Е. Старикова, А.В. Столяров, А.В. Харченко, Е.Ю. Цейтлина, Н.Г. Ярошенко и др.).

Среди тех, кто определяет успешность учебной деятельности академической успеваемостью можно отметить Е.П. Ильина, Т.Ю. Курапову, А.Н. Сивака, В.Н. Соловьева, Е.А. Старикову и др. Следует отметить, что анализ указанных работ позволяет говорить о подмене понятия «успешность» понятием «успеваемость», что в итоге в некоторой степени провоцирует обучающихся добиваться высоких учебных результатов любой ценой, не подкрепляя их личностным смыслом. А как считает М.Р. Шабалина, это в определенной степени несет в себе опасность с точки зрения внутреннего переживания человеком удовлетворенности своей деятельностью, поскольку первые социально значимые успехи личность достигает и переживает именно в период обучения.

Вместе с тем стоит отметить, что кроме академической успеваемости как результата деятельности, необходимо рассматривать и саму деятельность, что позволяет говорить об успешности учебной деятельности как системе знаний и умений, видах деятельности, качественных особенностях усвоения обучающимися содержания обучения.

Так, Н.А. Курдюкова определяет успешность учебной деятельности не только уровнем знаний обучающихся, но и наличием субъективных шкал оценивания и психологической устойчивостью обучающихся к ситуации контроля их знаний, детерминируемой в свою очередь рядом личностных и нейродинамических особенностей.

М.В. Францева рассматривает успешность учебной деятельности еще шире, определяя ее как целенаправленное присвоение человеком общественно-исторического опыта и формирование на этой основе индивидуального опыта.

В то же время ряд специалистов отмечает, что понятия «эффективность» и «продуктивность» являются более узкими по сравнению с термином «успешность», так как отражают либо результативную сторону деятельности, либо структурную (внутреннюю), а термин «успешность» предполагает результативный и структурный показатель деятельности. В связи с этим наиболее полно успешность учебной деятельности выражается двумя показателями: результативным (академическая успеваемость) и структурным (сформированность психологической структуры учебной деятельности). При этом результативный показатель объективно представлен в виде среднего значения отметок, полученных обучающимися в период промежуточных аттестаций и экзаменационных сессий по профильным и непрофильным дисциплинам, а также общего уровня академической успеваемости, в то время как структурный показатель  предполагает наличие целостного единства учебно-важных качеств.

Для определения детерминант успешности учебной деятельности специалисты часто используют подход, рассматривающий человека в виде набора параметров, каждый из которых называют психологической чертой или чертой личности. Психологические черты представляют собой устойчивые психологические структуры, включающие в том или ином соотношении познавательные, эмоциональные и волевые компоненты, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения человека.

Общепризнанно, что успешность учебной деятельности в вузе определяется как внутренними (психологическими), так и внешними (социальными и педагогическими) факторами. К социальным факторам относят социальное происхождение, место жительства, материальное и семейное положение и т.п. Группа педагогических факторов, обусловливающих успешность обучения, включает уровень и качество довузовской подготовки студента, уровень организации учебного процесса в вузе, развитость его материально-технической базы, уровень компетенции и мастерства преподавателей и др. Среди психологических факторов выделяют две подгруппы: познавательную и личностную. К подгруппе познавательных факторов, детерминирующих успешность обучения, относят: восприятие, мышление, понимание, воображение, память, речь, внимание, интеллектуальные стили познания. В подгруппу личностных факторов входят мотивационные, волевые, эмоциональные факторы и самосознание (самооценка).

В современной психологии широко представлены исследования, посвященные выявлению психологических детерминант успешности учебной деятельности, а именно: эмоциональной устойчивости (О.О. Косякова, А.Б. Леонов, В.Е. Медведева, Е.М. Полевая, Е.В. Романина и др.), саморегуляции (А.Д. Ишков, Н.А. Киселевская, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, О.А. Черкашина и др.), рефлексии (Д.К. Войтюк, В.В. Лысенко, О.В. Русакова, М.Ю. Двоеглазова и др.), темперамента (Э.А. Голубева, Е.И. Каченкова, С.Д. Смирнов и др.), тревожности (А.Г. Сабадаш, А.В. Лукасик, Л.Е. Еремина и др.), мотивации (Н.А. Бордовская, А.А. Реан, А.А. Столяров, А.М. Матюшкин, А.М. Муталибова и др.), репрезентативных систем (Г.И. Шевченко), гендерных характеристик (А.Д. Барсукова, Е.А. Денисова, А.А. Емельяненко,  А.И. Мруг, М.В. Петровская, Г.Н. Рыбка и др.) и т.д. При этом исследования психологической культуры как квинтэссенции развития вышеуказанных качеств, определяющих успешность учебной деятельности, на наш взгляд, в научной литературе представлены недостаточно.

Рассматривая психологическую культуру личности в психолого-педагогической литературе, приходится иметь дело со значительным числом смежных понятий, в той или иной мере имеющих отношение к рассматриваемому в настоящем исследовании феномену. Среди них следует отметить такие виды культуры как: профессиональная, педагогическая, корпоративная, организационная, витагенная, личностная, духовно-нравственная, социально-психологическая, акмеологическая, рефлексивная, эмоциональная и др.

В контексте достижения успешности учебной и военно-учебной деятельности курсантами военных вузов можно говорить об исследовании различных проявлений культуры: правовой (В.В. Бондуровский, Н.М. Будаев, Х.С. Галиева, М.В. Гирская, И.Ю. Дутов, А.А. Иванов и др.); профессиональной (С.В. Веретин, С.Г. Климова и др.); коммуникативной (В.Е. Акинтьева, Г.А. Анохина, Е.В. Белосевич, Л.Н. Лазуткина, Е.В. Лушина, С.В. Лычагина, Г.Р. Малыгина, В.С. Романюк, В.С. Чернявская и др.); нравственной (В.Н. Бородаенко, Н.А. Игошин, А.С. Кривенкова, О.Н. Романюк, Н.И. Татаркина и др.); педагогической (Ю.А. Никифорова, С.В. Шлейгер и др.); управленческой (В.М. Акименко, С.П. Кириков, А.Г. Матвеев и др.); гуманитарной (О.А. Мартыненко); рефлексивной (Т.М. Усманов); культуры служебных отношений (С.В. Захаренко) и др.

При этом инвариантом любой формы культуры, несомненно, можно считать психологическую культуру как способ преобразования себя как личности и своих отношений с другими.

К настоящему времени существуют различные концептуальные модели психологической культуры, рассматривающие ее как междисциплинарный феномен. Исследователи говорят о психологической культуре как о:

– актуализированном культурно-психологическом потенциале (О.И. Мотков);

– важнейшей личностной диспозиции, обеспечивающей согласованность ценностно-смысловых отношений личности, проявляющейся в познании, деятельности, общении (М.В. Капранова);

– основе психологической компетентности и адекватного применения знаний, умений, навыков для решения психологических проблем по отношению к себе, к другим людям и к миру в целом (Т.В. Шубницына);

– культуре убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющейся в отношении и к самому себе, и к окружающим (А.Б. Орлов);

– совокупности специфических психологических средств, способов и норм личностного развития и взаимодействия людей друг с другом и со средой (Е.В. Бурмистрова);

– интегративном образовании личности, включающем аспекты общечеловеческой, смысложизненной и профессиональной направленности, профессионально-психологической компетентности, личностно-профессиональных качеств и отношений и обеспечивающем творческую актуализацию личностных и профессиональных ресурсов, продуктивность деятельности и удовлетворенность трудом и взаимодействием (М.В. Петровская);

– механизме личностной саморегуляции, обеспечивающем эффективное, безопасное и гуманное взаимодействие с людьми; способности противостоять внешнему давлению, подавлять отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках (И.В. Дубровина);

– образовании личности, выступающем ядром структуры профессионально-важных качеств, выполняющем ценностно-регулятивную функцию психики в профессиональной деятельности и обеспечивающем  высокий уровень ее успешности, а также саморазвитие и самореализацию личности как в профессии, так и в рамках жизненной стратегии в целом (Н.И. Певзнер).

Среди исследований, рассматривающих различные аспекты формирования психологической культуры в период обучения в вузе, следует отметить работы Н.М. Волобуевой, Е.В. Дементьевой, Т.В. Ковалевич, Л.С. Колмогоровой, Л.С. Поляковой, И.В. Савельевой, Т.В. Шубницыной и др.

Результаты эмпирических исследований позволили выявить ряд особенностей психологической культуры у курсантов:

– недостаточно высокий уровень самостоятельности в принятии решений;

– недостаточное осознание значимости сформированности профессионально важных качеств;

– средний уровень познавательной активности и креативности;

– преобладание личностной тревожности над ситуативной.

Анализ полученных результатов собственного исследования, обобщение результатов исследований других специалистов определить психолого-педагогические условия, способствующие формированию психологической культуры курсантов военных вузов. Среди них:

– учет потребностей курсантов в развитии психологической культуры;

– сочетание теоретических и практических заданий в соответствии с объективными потребностями и возможностями курсантов в развитии их психологической культуры;

– признание уникальности личности курсанта, обеспечение возможности для проявления его индивидуальности, самоактуализации, личностного потенциала и самореализации;

– направленность содержания учебного материала на усвоение профессиональных ценностей военной службы;

– формирование культурного компонента коммуникации, включающего совокупность норм, способов и форм поведения, эталонов и представлений личности, которые реализуются в процессе взаимодействия с другими субъектами;

– реализация в процессе обучения субъект-личностных отношений между курсантами и преподавателями, командирами.

Реализация указанных условий в образовательном процессе одного из военных вузов обнаружила положительную динамику изменения ряда показателей психологической культуры курсантов. Кроме того, статистическая обработка полученных результатов выявила достоверные корреляционные связи между рядом показателей психологической культуры и успешностью учебной деятельности курсантов, что позволяет говорить о психологической культуре как одной из психологических детерминант успешности.

Разделы